Алька




Я волосы отрастил, и они у меня назад зачёсывались. Меня стали дёргать за волосы. Попом Толоконным Лбом звать, Мочалкой.


Я наголо постригся. Ещё хуже стало. «Лысый! — кричат. — Кочан капусты!» По голове часто гладят.


Сижу я со своей лысой головой на задней парте. Приходит к нам в класс новенький. Такой чёрненький, и глаза чёрные. Его со мной посадить хотели. Как раз я один сидел. А он не хочет.


— Это почему же, — спрашивает Мария Николаевна, — ты с ним сидеть не хочешь?


А он твёрдо так отвечает:


— Я с ним сидеть не буду.


— Это почему же? — спрашивает Мария Николаевна.


— Потому что он лысый.


Хотел я вскочить, дать ему за это.


Мария Николаевна говорит:


— Что за чушь! Он, во-первых, не лысый, а постриженный, а во-вторых, если бы даже он и был лысый…


Он твердит:


— Я с ним сидеть не буду.


— Почему же ты всё-таки с ним сидеть не хочешь? — спрашивает Мария Николаевна.


— А потому, — отвечает, — что я уже с лысым сидел, так меня с ним заодно дразнили, хотя я и не был лысый.


— Какая дикость! — удивилась Мария Николаевна.


В конце концов он всё же сел. Со мной не разговаривает. В мою сторону не смотрит. Я тоже на него не смотрю, но вижу, что он листок вынул и что-то рисует.


Вижу я — рисует он конницу, скачущую в атаку. До чего здорово у него получалось — ну как у настоящего художника! Как будто он сто лет учился. Никогда я не видел, чтобы кто-нибудь так коней рисовал.


Я сразу подумал, что мне так никогда не нарисовать, сколько бы я ни старался, но в то же время, если я как следует постараюсь, я не хуже нарисую.


Я хотел показать ему, как надо рисовать. А потом сделал вид, что не вижу. Он ведь не знает, что я лучше всех в классе рисую. Скажет, я подражаю. Скажет, я обезьяна какая-нибудь или там попугай.


Ничего. Потом он узнает, кто с ним рядом сидит! Потом он узнает, какие я стенгазеты рисовал! Какого я Шота Руставели нарисовал. Какого я лётчика Покрышкина нарисовал, трижды Героя Советского Союза!


Пусть, пусть рисует!


А потом думаю: он, наверное, вовсю сейчас воображает. Сидит и воображает, будто никого на свете лучше нету. Выходит, он будет здесь воображать, а я? Просто так буду сидеть?


Я вырвал листок из тетради. И стал рисовать танки, идущие в атаку.


Он сначала не заметил, что я тоже рисую, или он не хотел замечать, а потом заметил и рисовать перестал.


На мой рисунок глядит.


Я это сразу почувствовал. И вовсю рисую, на него никакого внимания не обращаю. Только локтем свой рисунок закрываю, чтобы он не видел.


Вдруг он говорит:


— А ну, покажи.


— Чего, чего? — говорю.


— Покажи, — говорит, — что ты там такое начирикал.


— Чего, чего? — говорю.


— Ас, ас! — говорит.


— Чего? — говорю.


— Осторожно! — говорит. — Ас, ас!


— Что это, — говорю, — ещё за ас, ас?


— Ра-ра! — говорит. — Ра-ра! Работай.


Вот нашёлся какой! Какие-то слова мне бормочет. Удивить, наверное, меня этими словами хочет. Что бы, думаю, ему такое ответить, чтобы он так со мной разговаривать перестал? В это время он мне говорит:


— Вот если тебя спросит кто-нибудь: «Ты не кр?» — ты что ответишь?


— Чего, чего? — говорю.


— Нужно ответить: «Я не кр!» Понятно?


Тут я разозлился и говорю ему:


— Крыса ты!


Я сам не знаю, почему его крысой обозвал. Просто ничего другого мне в голову не пришло.


Он поднимает руку и говорит Марии Николаевне:


— Он меня крысой обозвал!


Мария Николаевна говорит:


— Как тебе не стыдно, Стариков! К нам пришёл новенький, он, наверное, стесняется, а ты его крысой обозвал…


— Кто? — говорю. — Он стесняется?!


До чего меня зло взяло, вы не представляете!


— Если ты мне сейчас не ответишь, с какой скоростью летят навстречу друг другу самолёты, ты покинешь класс…


Я встаю.


— Какие самолёты? — спрашиваю.


Я, наверное, здорово моргал глазами, потому что Мария Николаевна вдруг сказала:


— Брось моргать! Ну-ка брось моргать! Дурачка представлять!


Моргал-то я просто случайно. Но я ничего не ответил. И всё молчал. А про эти самолёты я вообще ничего не слышал.


— Ну? — говорит Мария Николаевна.


— Повторите, пожалуйста, про эти самолёты, — говорю.


— Выйди, будь добр, из класса, — говорит Мария Николаевна.


— Если бы вы повторили ещё раз… — говорю.


— Я не могу слушать твои речи, — говорит Мария Николаевна.


Я собираю книги. Ничего такого я не сделал. Если бы я, там, мяукнул, как в прошлый раз. А сейчас? Его ко мне посадили, а я виноват!


Я сижу на последней парте. Иду медленно к двери. Через весь класс.


— Страна залечивает раны после войны, — говорит вслед мне Мария Николаевна, — миллионы заняты созидательным трудом, миллионы трудятся, а один…


Я уже возле двери.


— Подожди, — говорит Мария Николаевна.


Я останавливаюсь.


— Подойди-ка сюда.


Я подхожу.


Она почему-то волнуется. Вот уже совсем непонятно. Ей-то чего волноваться? Меня из класса выгоняют, а она волнуется.


Я стараюсь больше не моргать.


— Тебе не стыдно? — говорит Мария Николаевна.


Она держит в руках ручку, наверное, мне двойку хочет поставить. А руки у неё сильно дрожат. Это, наверное, потому, что она очень старенькая. Говорят, у старых людей всегда руки дрожат от старости…


— Я к тебе хорошо отношусь, — говорит она, — и ты, Стариков, способный человек. А ведь ты мне на голову садишься… И потом, пожалуйста, не воображай. Ты можешь пропасть… как камень, брошенный в море. И не улыбайся. Пропадёшь или будешь босяком вместе со своими художествами. Если не будешь учиться… Люди, честно не относящиеся к своему труду, обычно плохо кончают…


Она не собирается мне ставить двойку.


— Стенгазету нарисуешь? — спрашивает меня Мария Николаевна.


— Нарисую, — говорю.


— Чтобы была на славу, — говорит она.


— Ладно, — говорю я.


— Разве ты для меня стенгазеты рисуешь? — говорит она.


Я иду на место. Сажусь рядом с новеньким.


— Ра-ра! — говорит он тихо. — Ра-ра! — Прямо в самое ухо мне говорит, представляете?


Я встаю.


— Я с ним сидеть не буду, — говорю я.


Мария Николаевна смотрит на меня и хмурится.


— Я с ним сидеть не хочу, — говорю.


— Выходите оба! — говорит Мария Николаевна. — Я не желаю слушать ваши речи!


Мы оба выходим.


Я с одной стороны. Он с другой. Я первый вышел в коридор, а он за мной.


Вдруг он говорит:


— Слушай, тут, наверное, разные завучи ходят… Пойдём в уборную.


— Я в уборную не хочу, — говорю.


— Самое безопасное место, — говорит. — Сиди себе в полной безопасности.


Я сначала совсем не хотел в уборную идти. А потом пошёл. И вправду, думаю, там, наверно, безопаснее.


Каждый в свою кабину сел. Сидим себе в полной безопасности. Здорово это он придумал!


Сидели, сидели, он мне постучал.


— Сидишь? — спрашивает.


— Сижу, — говорю.


— Как тебя звать? — спрашивает.


— Витька, — говорю.


— А я Алька, — говорит.


— Очень приятно, — говорю.


— Очень приятно, — говорит.


У нас с ним много общего оказалось. Масляными красками он, оказывается, так же как и я, никогда не писал. И рисовать его тоже никто не учил. Он сам всему научился. Он с самого детства на асфальте рисовал. Пойдёт с бабушкой в садик и рисует мелом на асфальте. Я стал вспоминать и вспомнил, что я раньше тоже рисовал на асфальте.


— Ты много на асфальте рисовал? — спросил он.


— Много, — сказал я.


— Хорошая школа, — сказал он.


— Какая школа? — не понял я.


— Художественная, — сказал он.


— Ага, — сказал я. Хотя всё равно не понял.


— На асфальте. На бумаге. На холсте, — сказал он.


— Ну да, — сказал я.


— Все истинные художники начинали рисовать на асфальте, — сказал он. — Так мне один художник сказал.


— Конечно, — сказал я. Хотя никак не мог понять, почем они все начинали рисовать на асфальте.


Он опять постучал мне.


— Ты чего молчишь? — говорит.


Достаточно ли я рисовал на асфальте? Стану ли я истинным художником? Вот о чём думал я.


— Ты что, заснул? — спросил он.


— А ты много рисовал на асфальте? — спросил я.


— Как помню себя, — сказал он.


— Я когда-нибудь нарисую громадную картину, — сказал я, — до потолка… у меня была рама… громадная рама… мама её в печке сожгла. Жалко мне эту раму…


— Если быть художником, — сказал он, — только великим. Мне один художник сказал, что не великим художником быть не стоит.


— Бей пять, — сказал я.


— Потом, — сказал он.


— Конечно, — сказал я.


— Звонка что-то нет, — сказал он. — Долго мы здесь сидим. Мне по чувству кажется — звонок должен быть.


— Наверное, ещё рано… — сказал я.


— Пойди-ка ты на разведку, — сказал он.


— На какую разведку? — спросил я.


— Был звонок или нет, — сказал он.


— А ты? — спросил я.


— А я посижу.


— Хитрый ты.


— А ты трус.


— Я не трус, — сказал я.


Я вышел из кабинки. Просунул голову в коридор и увидел директора. Он поманил меня пальцем.


— Разве ещё звонка не было? — спросил я растерянно.


— Иди, иди сюда, — сказал он.


На другой день мою маму вызвали в школу.



 



 

Читать также сказки на букву «А»: Алёша Попович и Тугарин Змей, Арысь-поле, Алёнка, Андрей всех мудрей, Ассипатл и владыка Морской Змей, Аистиный остров, Анютка, Агами и краски, Аскеладд и его добрые помощники, Айболит, Айболит и воробей, Аметистовое дело, Али-Баба и сорок разбойников, Аль Багум, Абадеха, Ананас, Али-богатырь, Аслан, Алмазная спичка, Анюткина утка, Аришка-Трусишка, Аисты, Ангел, Амур и Безумие, Английская лисица, Астролог, упавший в колодец, Александрийский шейх и его невольники, Агент X.99, или рассказы смотрителя маяка, Аид, Ахайюта и пожиратель туч, Ак-Чечек — Белый Цветок, Ару-Мёндюр, Алтан-Хайша — Золотые Ножницы, Ангарские бусы, Абзалил, Алп-батыр, Аминбек, Аслануко – сын львицы, Алып-Манаш, Аю, Абскрил, Ажвейпш, Ажгерей-ипа Кучук, Ашхамадж и Агамадж, Аржа Боржи-хан и небесная дева Ухин, Алпамша и смелая Сандугач, Алеша Попович, Алеша Попович и Тугарин Змеевич, Афонька! Где был-побывал?, Альбом крестного, Анне Лисбет, Алкид, Апеллес и Осленок, Акула, Аерг, Атамскуагу, Ананси – старейший из живых существ, Антилопа Сеша и Лев, Абдулла и Зубейда, Акъял батыр, Алдар и бай, Алдар и шайтан, Алтын ашык, Алтындуга батыр, Алып батыр, Ахмет-жулик, Аюголак, Анфуса - Золотые косы, Ахмед, Апанди и падишах, Алдар Куса и воры, Алдар Куса и купец, Алдар Куса и дивы, Ах и Ох, Алиманго, Акико, Ак-Бозат, Аист и ворон, Алибег Кашкаши, Аскет и богиня, Арбуз, Аульв и крестьянская девушка, Аульва Ульвхильдур, Аульвы и Хельга крестьянская дочка, Атумтай и Нашарван, Альба и Хосядам, Амаллe, Алистар Фэт-Фрумос, Алдарский сын, А где же кошка?, Аист-табиб, Ак-сагыш и Кара-сагыш (Чум зверей), Анчы-Кара (Волшебные цветы с поднебесья), Адычах и Кечох, Алхаст и Малх-Азни, Анчи Абышка и Кара-Молат, Агды-гром, Асаткан, Алихпагмитцы, Ах эта снежная зима, Анютины Глазки, Анаит, Арегназан, Аслан-Бала, Айцатур, Азаран Блбул, Автомобиль, Аленький цветочек, Англичанин Павля, Арбузный переулок, Алиса в стране чудес, Аистята, Автомобильчик Бип, Анекдоты о муравьях, Ассирис. Сказ о смерти и Огненном Сердце, Анютины глазки, Автомобильный детектив, Алеша и Змей Горыныч. (НАХОДЧИВОСТЬ), Африканское сафари Деда Мороза, Антти-Сучок, Ассирийская сказка, Ася и Воздушный шар, А где же кошка?, Амур и соловей, Аннабель, Алдар-Косе и бай Шигайбай, Апельсинка