Во Флоренции неподалеку от пьяцца дель Грандукка есть переулочек под названием, если не запамятовал, Порта-Росса. Там перед овощным ларьком стоит бронзовый кабан отличной работы. Из пасти струится свежая, чистая вода. А сам он от старости позеленел дочерна, только морда блестит, как полированная. Это за нее держались сотни ребятишек и лаццарони, подставлявших рты, чтобы напиться. Любо глядеть, как пригожий полуобнаженный мальчуган обнимает искусно отлитого зверя, прикладывая свежие губки к его пасти!
Всякий приезжий без труда отыщет во Флоренции это место: достаточно спросить про бронзового кабана у любого нищего, и тот укажет дорогу.
Стояла зима, на горах лежал снег. Давно стемнело, но светила луна, а в Италии лунная ночь не темней тусклого северного зимнего дня. Она даже светлей, потому что воздух светится и ободряет нас, тогда как на севере холодное свинцовое небо нас давит к земле, к холодной сырой земле, которая, придет черед, придавит когда-нибудь крышку нашего гроба.
В саду герцогского дворца, под сенью пиний, где зимой цветут розы, целый день сидел маленький оборванец, которого можно было бы счесть воплощением Италии - красивый, веселый и, однако же, несчастный. Он был голоден и хотел пить, но ему не подали ни гроша, а когда стемнело и сад должны были запирать, сторож его выгнал. Долго стоял он, призадумавшись на перекинутом через Арно великолепном мраморном мосту дель Тринита и глядел на звезды, сверкавшие в воде.
Он пошел к бронзовому кабану, нагнулся к нему, обхватил его шею руками, приложил губы к морде и стал жадно тянуть свежую воду. Поблизости валялись листья салата и несколько каштанов, они составили его ужин. На улице не было ни души, мальчик был совсем один; он залез бронзовому кабану на спину, склонил маленькую курчавую головку на голову зверя и сам не заметил, как заснул.
В полночь бронзовый кабан пошевелился; мальчик отчетливо услыхал:
- Держись крепче, малыш, теперь я побегу! - и кабан помчался вскачь. Это была необычайная прогулка. Сперва они попали на пьяцца дель Грандукка, и бронзовая лошадь под герцогом громко заржала, пестрые гербы на старой ратуше стали как бы прозрачными, а Микеланджелов Давид взмахнул пращой; удивительная пробудилась жизнь! Бронзовые группы "Персей" и "Похищение сабинянок" ожили: над пустынной площадью раздались крики ужаса.
Под аркой близ дворца Уффици, где в карнавальную ночь веселится знать, бронзовый кабан остановился.
- Держись крепко! - сказал зверь. - Держись как можно крепче! Тут ступеньки! - Малыш не вымолвил ни слова, он и дрожал от страха и ликовал.
Они вступили в большую галерею, хорошо малышу известную - он и прежде там бывал; на стенах висели картины, тут же стояли бюсты и статуи, освещенные, словно в ясный день; но прекраснее всего стало, когда отворилась дверь в соседнюю залу; конечно, малыш помнил все здешнее великолепие, но этой ночью тут было особенно красиво.
Здесь стояла прекрасная обнаженная женщина, так хороша могла быть лишь природа, запечатленная в мраморе великим художником; статуя ожила, дельфины прыгали у ее ног, бессмертие сияло в очах. Мир называет ее Венерой Медицейской. Рядом с ней красовались прекрасные обнаженные мужи: один точил меч - он звался точильщиком, по соседству боролись гладиаторы, и то и другое совершалось во имя богини красоты.
Мальчика едва не ослепил этот блеск, стены лучились всеми красками, и все тут было жизнь и движение. Он увидел еще одну Венеру, земную Венеру, плотскую и горячую, какой она осталась в сердце Тициана. Это тоже была прекрасная женщина; ее дивное обнаженное тело покоилось на мягких подушках, грудь вздымалась, пышные локоны ниспадали на округлые плечи, а темные глаза горели пламенем страсти. Но изображения не отваживались выйти из рам. И богиня красоты, и гладиаторы, и точильщик также оставались на местах: их зачаровало величие, излучаемое мадонной, Иисусом и Иоанном. Священные изображения не были уже изображениями, это были сами святые.
Какой блеск и какая красота открывались в каждой чале! Малыш увидел все, бронзовый кабан шаг за шагом обошел всю эту роскошь и великолепие. Впечатления сменялись, но лишь одна картина прочно запечатлелась в его душе - на ней были изображены радостные, счастливые дети, малыш уже однажды видел их днем.
Многие, разумеется, прошли бы мимо, не обратив на картину внимания, а в ней между тем заключено поэтическое сокровище- она изображает Христа, сходящего в ад; но вокруг него мы видим отнюдь не осужденных на вечные муки, а язычников. Принадлежит картина кисти флорентинца Анджело Бронзино; всею лучше воплотилась там уверенность детей, что они идут на небеса: двое малышей уже обнимаются, один протягивает другому, стоящему ниже, руку и указывает на себя, словно бы говоря: "Я буду на небесах". Взрослые же пребывают в сомнении, уповают на бога и смиренно склоняют головы перед Христом.
На этой картине взор мальчика задержался дольше нежели на остальных, и бронзовый кабан тихо ждал; раздался вздох; из картины он вырвался или из груди зверя? Мальчик протянул руки к веселым детям, но зверь, пробежав через вестибюль, понес его прочь.
- Спасибо тебе, чудный зверь! - сказал мальчик и погладил бронзового кабана, который - топ-топ - сбегал с ним по ступеням.
- Тебе спасибо! - сказал бронзовый кабан. - Я помог тебе, а ты мне: я ведь могу бежать лишь тогда, когда несу на себе невинное дитя. А тогда, поверь, я могу пройти и под лучами лампады, зажженной пред ликом мадонны. Я могу пронести тебя куда захочешь, лишь бы не в церковь. Но и туда я могу заглянуть с улицы, если ты со мной. Не слезай же с меня, ведь если ты слезешь, я сразу окажусь мертвым, как днем, когда ты видишь меня в Порта-Росса.
- Я останусь с тобой, милый зверь! - сказал малыш, и они понеслись по улицам Флоренции к площади перед церковью Санта-Кроче.
Двустворчатые двери распахнулись, свечи горели пред алтарем, озаряя церковь и пустую площадь.
Удивительный свет исходил от надгробия в левом приделе, точно тысячи звезд лучились над ним. Могилу украшал щит с гербом - красная, словно горящая в огне, лестница на голубом поле; это могила Галилея, памятник скромен, но красная лестница на голубом поле исполнена глубокого смысла, она могла бы стать гербом самого искусства, всегда пролагающего свои пути по пылающей лестнице, однако же - на небеса. Все провозвестники духа, подобно пророку Илье, восходят на небеса.
Направо от прохода словно бы ожили статуи на богатых саркофагах. Тут стоял Микеланджело, там - Данте с лавровым венком на челе, Алфьери, Макиавелли, здесь бок о бок покоились великие мужи, гордость Италии (1). Эта прекрасная церковь много красивее мраморного флорентийского собора, хоть и не столь велика.
Мраморные одеяния, казалось, шевелились, огромные статуи поднимали, казалось, головы и под пение и музыку взирали на лучистый алтарь, где одетые в белое мальчики машут золотыми кадильницами; пряный аромат проникал из церкви на пустую площадь.
Мальчик простер руки к свету, но бронзовый кабан тотчас же побежал прочь, и малыш еще крепче обнял зверя; ветер засвистел в ушах, петли церковных дверей заскрипели, точно двери захлопнулись, но в этот миг сознание оставило ребенка; он ощутил леденящий холод и раскрыл глаза.
Сияло утро, мальчик наполовину сполз со спины бронзового кабана, стоящего, как и положено, в Порта-Росса.
Страх и ужас охватили ребенка при мысли о той, кого он называл матерью, пославшей его вчера раздобыть денег; ничего он не достал, и хотелось есть и пить. Еще раз обнял он бронзового кабана за шею, поцеловал в морду, кивнул ему и свернул в самую узкую улочку, по которой и осел едва пройдет с поклажей. Огромные обитые железом двери были полурастворены, он поднялся по каменной лестнице с грязными стенами, с канатом вместо перил и вошел в открытую, увешанную тряпьем галерею; отсюда шла лестница во двор, где от колодца во все этажи тянулась толстая железная проволока, по которой, под скрип колеса, одно за другим проплывали по воздуху ведра с водой, и вода плескалась на землю.
Опять мальчик поднимался по развалившейся каменной лестнице, двое матросов - это были русские - весело сбежали вниз, едва не сшибив малыша. Они возвращались с ночного кутежа. Их провожала немолодая, но еще ладная женщина с пышными черными волосами.
- Что принес? - спросила она мальчика.
- Не сердись! - взмолился он. - Мне не подали ничего, ровно ничего, - и схватил мать за подол, словно хотел его поцеловать.
Они вошли в комнату. Не станем ее описывать, скажем только, что там стоял глиняный горшок с ручками, полный пылающих углей, то, что здесь называют марито; она взяла марито в руки, погрела пальцы и толкнула мальчика локтем.
- Ну, денежки-то у тебя есть? - спросила она.
Ребенок заплакал, она толкнула его ногой, он громко заревел.
- Заткнись, не то башку твою горластую размозжу! - И она подняла горшок с углями, который держала в руках; ребенок, завопив, прижался к земле. Тут вошла соседка, тоже держа марито в руках:
- Феличита, что ты делаешь с ребенком?
- Ребенок мой! - отрезала Феличита. - Захочу - его убью, а заодно и тебя, Джанина. - И она замахнулась горшком; соседка, защищаясь, подняла свой, горшки так сильно стукнулись друг о Друга, что черепки, уголь и зола полетели по комнате; но мальчик уже выскользнул за дверь и побежал через двор из дому. Бедный ребенок так бежал, что едва не задохся; у церкви Санта-Кроче, огромные двери которой растворились перед ним минувшей ночью, он остановился и вошел в храм. Все сияло, он преклонил колена перед первой могилой справа - эго была могила Микеланджело - и громко зарыдал. Люди входили и выходили, служба окончилась, никто мальчугана не замечал; один только пожилой горожанин остановился, поглядел на него и пошел себе дальше, как все остальные.
Голод и жажда совсем истомили малыша; обессиленный и больной, он залез в угол между стеной и надгробием и заснул. Был вечер, когда кто-то его растолкал; он вскочил, перед ним стоял прежний старик.
- Ты болен? Где ты живешь? Ты провел тут целый день? - выспрашивал старик у малыша. Мальчик отвечал, и старик повел его к себе, в небольшой домик на одной из соседних улиц. Они вошли в перчаточную мастерскую; там сидела женщина и усердно шила. Маленькая белая болонка, остриженная до того коротко, что видна была розовая кожа, вскочила на стол и стала прыгать перед мальчиком.
- Невинные души узнают друг друга! - сказала женщина и погладила собаку и ребенка. Добрые люди накормили его, напоили и сказали, что он может у них переночевать, а завтра папаша Джузеппе поговорит с его матерью. Его уложили на бедную, жесткую постель, но для него, не раз ночевавшего на жестких камнях мостовой, это была королевская роскошь; он мирно спал, и ему снились прекрасные картины и бронзовый кабан.
Утром папаша Джузеппе ушел; бедный мальчик этому не радовался, он понимал, что теперь его отведут обратно к матери; мальчик целовал резвую собачку, а хозяйка кивала им обоим.
С чем же папаша Джузеппе пришел? Он долго разговаривал с женой, и она кивала головой и гладила ребенка.
- Он славный мальчик, - сказала она, - он сможет стать отличным перчаточником вроде тебя, - пальцы у него тонкие, гибкие. Мадонна назначила ему быть перчаточником.
Мальчик остался в доме, и хозяйка учила его шить, он хорошо ел и хорошо спал, повеселел и стал даже дразнить Белиссиму - так звали собачку; хозяйка грозила, ему пальцем, сердилась и бранилась, мальчик расстраивался и огорченный сидел в своей комнате. Там сушились шкурки; выходила комната на улицу; перед окном торчали толстые железные прутья. Однажды ребенок не мог заснуть - думал о бронзовом кабане, и вдруг с улицы донеслось - топ-топ. Это наверняка был он! Мальчик подскочил к окну, но ничего не увидел, кабан уже убежал.
- Помоги синьору донести ящик с красками! - сказала мадам мальчику утром, когда из дома вышел их молодой сосед, художник, тащивший ящик и огромный свернутый холст. Мальчик взял ящик и пошел за живописцем, они направились в галерею и поднялись по лестнице, которая с той ночи, как он скакал на бронзовом кабане, была хорошо ему знакома. Он помнил и статуи, и картины, и прекрасную мраморную Венеру и писанную красками; он опять увидел матерь божью, Иисуса и Иоанна.
Они остановились перед картиной Бронзино, где Христос нисходит в ад и дети вокруг него улыбаются в сладостном ожидании царства небесного; бедное дитя тоже улыбнулось, ибо здесь оно чувствовало себя словно на небесах.
- Ступай-ка домой, - сказал живописец; он успел установить мольберт, а мальчик все не уходил.
- Позвольте поглядеть, как вы пишете, - попросил мальчик, - мне хочется увидеть, как вы перенесем картину на этот белый холст.
- Но я еще не пишу, - сказал молодой человек и взял кусок угля; рука его быстро двигалась, глаз схватывал всю картину, и хотя на холсте появились лишь легкие штрихи, Христос уже парил, точь-в-точь как на картине в красках.
- Ну, ступай же! - сказал живописец, и мальчик молча пошел домой, сел за стол и принялся за обучение перчаточному делу.
Но мысли его целый день были у картины, и потому он колол себе пальцы, не справлялся с работой и даже не дразнил Белиссиму. Вечером, пока не заперли входную дверь, он выбрался из дому; было холодно, но ясное небо усыпали звезды, прекрасные и яркие, он пошел по улицам, уже совсем притихшим, и вскоре стоял перед бронзовым кабаном; он склонился к нему, поцеловал и залез ему на спину.
- Милый зверь! - сказал он. - Я по тебе соскучился. Мы должны этой ночью совершить прогулку.
Бронзовый кабан не шелохнулся, свежий ключ бил из его пасти. Мальчик сидел на звере верхом, вдруг кто-то дернул его за одежду, он оглянулся - это была Белиссима, маленькая голенькая Белиссима. Собака выскочила из дома и побежала за мальчиком, а он и не заметил. Белиссима лаяла, словно хотела сказать: "Смотри, я тоже здесь! А ты зачем сюда залез?" И огненный дракон не напугал бы мальчика так, как эта собачонка. Белиссима на улице, и притом раздетая, как говорила в таких случаях хозяйка! Что же будет? Зимой собака выходила на улицу лишь одетая в овечью попонку, по ней скроенную и специально сшитую. Мех завязывали на шее красной лентой с бантами и бубенцами, так же подвязывали его и на животе. Когда собачка в зимнюю пору шла рядом с хозяйкой в таком наряде, она была похожа на ягненочка. Белиссима раздета! Что же теперь будет? Тут уж не до фантазий; мальчик поцеловал бронзового кабана и взял Белиссиму на руки; она тряслась от холода, и ребенок побежал со всех ног.
- Что это у тебя? - закричали двое полицейских; когда они попались навстречу, Белиссима залаяла.
- У кого ты стащил собачку? - спросили они и отобрали ее.
- Отдайте мне собаку, отдайте! - молил мальчик.
- Если ты ее не стащил, скажешь дома, чтобы зашли за собакой в участок. - Они назвали адрес, ушли и унесли Белиссиму.
Вот это была беда! Мальчик не знал, броситься ли ему в Арно, или пойти домой и повиниться; конечно, думал он, его изобьют до смерти. "Ну и пускай, я буду только рад, я умру и попаду на небо, к Иисусу и к мадонне". И он отправился домой, главным образом затем, чтобы его избили до смерти.
Дверь заперта, до колотушки ему не достать, на улице никого; мальчик поднял камень и стал стучать.
- Кто там? - спросили из-за двери.
- Это я! - сказал он. - Белиссима пропала. Отоприте и убейте меня!
Все перепугались, в особенности мадам, за бедную Белиссиму. Мадам взглянула на стену, где обычно висела собачья одежда: маленькая попонка была на месте.
- Белиссима в участке! - громко закричала она. - Ах ты скверный мальчишка! Как же ты ее выманил? Она ведь замерзнет! Нежное существо в руках у грубых солдат!
Пришлось папаше сейчас же идти в участок. Хозяйка причитала, а ребенок плакал, сбежались все жильцы, вышел и художник; он посадил мальчика к себе на колени, стал расспрашивать и по обрывкам восстановил историю с бронзовым кабаном и галереей; она была довольно малопонятна. Художник утешил мальчика и стал уговаривать старуху, но та успокоилась не прежде, чем папаша вернулся с Белиссимой, побывавшей в руках солдат. Тут-то уж все обрадовались, а художник приласкал мальчика и дал ему пачку картинок.
О, среди них были чудесные вещицы, забавные головки. Но лучше всех, как живой, был бронзовый кабан. Ничего прекрасней и быть не могло. Два-три штриха, и он возник на бумаге, и даже вместе с домом, стоявшим на заднем плане.
"Вот бы рисовать, ко мне весь мир бы собрался".
На следующий день, едва мальчик оказался один, он схватил карандаш и попытался нарисовать на чистой стороне картинки бронзового кабана; ему посчастливилось - что-то, правда, вышло криво, что-то выше, что-то ниже, одна нога толще, другая тоньше, и все-таки узнать было можно и мальчик остался доволен. Карандаш еще шел не так, как надо, он это видел, и на другой день рядом со вчерашним появился еще один бронзовый кабан, который был в сто раз лучше; третий был уже настолько хорош, что узнать его мог всякий.
Но с шитьем перчаток пошло худо, и доставка заказов двигалась медленно, бронзовый кабан открыл мальчику, что все можно запечатлеть на бумаге, а город Флоренция - это целый альбом, начни только листать. На пьяцца дель Тринита стоит стройная колонна, и на самом ее верху - богиня Правосудия с завязанными глазами держит в руках весы. Скоро и она оказалась на бумаге, и перенес ее туда маленький ученик перчаточника. Собрание рисунков росло, но входили в него покамест лишь неодушевленные предметы; однажды перед мальчиком запрыгала Белиссима.
- Стой смирно, - сказал он, - тогда ты выйдешь красивой и попадешь в мое собрание картин!
Но Белиссима не желала стоять смирно, пришлось ее привязать; уже были привязаны и голова и хвост, а она лаяла и скакала; нужно было потуже натянуть веревки; тут вошла синьора.
- Безбожник! Бедняжка! - Она и вымолвить ничего больше не смогла, оттолкнула мальчика, подтолкнула его ногой, выгнала из своего дома - ведь это же неблагодарный бездельник, безбожное создание! И она, рыдая, целовала свою маленькую полузадушенную Белиссиму.
В эту пору по лестнице подымался художник, и... здесь поворотная точка всей истории.
В 1834 году во Флоренции в Академии художеств состоялась выставка. Две висевшие рядом картины привлекли множество зрителей. На меньшей был изображен веселый мальчуган, он сидел и рисовал белую, стриженую собачку, но натурщица не желала смирно стоять и была поэтому привязана за голову и за хвост; картина дышала жизнью и правдой, что всех и привлекало. Говорили, будто художника ребенком подобрал на улице старый перчаточник, который его и воспитал, а рисовать он выучился сам. Некий прославленный ныне живописец открыл в нем талант, когда малыша, привязавшего любимую хозяйкину собачку, чтобы она ему позировала, выгоняли из дому.
Ученик перчаточника стал большим художником. Это подтверждала и маленькая картина и в особенности большая, висевшая рядом. На ней была изображена одна лишь фигура - пригожий мальчуган в лохмотьях; он спал в переулке Порта-Росса, сидя верхом на бронзовом кабане (2). Все зрители знали это место. Ручки ребенка лежали у кабана на голове; малыш крепко спал, и лампада пред образом мадонны ярко и эффектно освещала бледное миловидное личико. Прекрасная картина! Она была в большой позолоченной роме; сбоку на раме висел лавровый венок, а меж зеленых листьев вилась черная лента и свисал длинный траурный флер.
Молодой художник как раз в те дни скончался.
Читать также сказки на букву «Б»: Баба-Яга, Бедняк и смерть, Бабка-шептуха, Былинка и воробей, Белоснежка и семь гномов, Белоснежка и Краснозорька, Белая змея, Бременские музыканты, Бузинная матушка, Бей, валек!, Баба-Яга и ягоды, Бабушка, внучка да курочка, Барин и плотник, Бедный мужик, Белая уточка, Битый небитого везет, Бобовое зернышко, Бычок – чёрный бочок, белые копытца, Бородка, Братец Куст, Белый голубок, Белый медведь король Валемон, Бармалей, Барабек, Бутерброд, Бебека, Белка и волк, Большая печка, Богатырёва рукавица, Бульон из камня, Бык Кардил, Благодарная змея, Белья-Флор, Благодарная рыба, Боли, Браслет вождя, Бродяга и джинн, Буки-сирота, Барсук и лисёнок, Бабочка, Белый камешек, Бей, дубинка!, Бедняк и Счастье, Бык, осел и лиса, Братья, Блоха и профессор, Бутылочное горлышко, Безумец и мудрец, Безумный продавец мудрости, Бесхвостая лисица, Боги и Зевесов сын, Больной лев и лисица, Больной олень, Белоснежка, Боги и герои, Боги и герои: Аргонавты, Боги и герои: Дедал и Икар, Боги и герои: Кеик и Алкиона, Боги и герои: Нарцисс и Эхо, Боги и герои: Орфей и Эвридика, Боги и герои: Персей, Боги и герои: Подвиги Геракла, Боги и герои: Прометей, Боги и герои: Тесей, Боги и герои: Фаэтон, Беличья память, Белый ожерелёнок, Берестяная трубочка, Бесценный камушек, Батрак, Богатырь Байкал, Будэнэ и журавль, Благодарный заяц, Бурая корова, Батыр, сын медведя, Бедняк и Бог, Богатырь-женщина, Бык-великан, Баран, Боролдой-Мерген и его храбрый сын, Богач и пастушок, Брат и сестра, Братья-охотники, Бедняк и бохолдой, Будамшу, Будамшу Даа, Будамшу Даа и поп, Башмаки, Бедняк и два бая, Бизнес крокодила Гены, Баба-Яга и заморышек, Баба и два солдата, Баба-Яга и жихарь, Баба-Яга и Лутонюшка, Бабка и медведь, Байка про старину стародавнюю, Байка про тетерева, Балагурная сказка, Балдак Борисьевич, Барин и гусак, Барин и жена, Барин и мужик, Барин и собака, Барин и староста, Барин лает в церкви, Барин–кузнец, Барин–слуга, Барские гуси, Беглый солдат и черт, Бездольный, Беззаботная жена, Безногий и безрукий богатыри, Безногий и слепой богатыри, Безногий и слепой богатыри, Береза и три сокола, Беспамятный зять, Бесстрашный, Бирюк и коза, Болтливая баба, Большой дом из одного кирпичика, Брат и сестра, Братья охотники, Брито - стрижено, Брысь, окаянная, брысь!, Булат-молодец, Буренушка, Буря-богатырь Иван коровий сын, Бухтан Бухтанович, Богатырева рукавица, Бриф! Бруф! Браф!, Бегство Пульчинеллы, Большая морковка, Бабушка, Блуждающие огоньки в городе, Большой морской змей, Бедный Богач, Безбожник, Белка (В деревне, в праздник, под окном...), Белка (У Льва служила Белка...), Богач и поэт, Бочка, Бритва, Булат, Булыжник и Алмаз, Бумажный Змей, Баран-непомнящий, Бедный волк, Богатырь, Баба и курица, Биннори, Белая дама, Бабузе, Бадхланьяна и людоед, Банго а Мусунго, Бедняк и его красивая жена, Болезнь Льва, Бонгопа-Камагадхлела, Бурундук и гиена, Багрибакса, Байгуш, Байская дочь и плешивый, Беда, Биранхылу - дочь бире, Булансы-Мэргэн, Броненосец тату-мулита, Бременские уличные музыканты, Бесконечная сказка, Благочестивая разбойница, Блинчики, Белая одежка, Бедная вдова и клад, Бешт и разбойники, Белая форель, Бой Кухулина с Фердиадом, Бросай еловый корень - хватай лисий хвост!, Большая кошка из Довре, Братья-обманщики, Бес, медведь и портной, Байский сын и три мешка, Бай и казий, Бай и батрак, Бозбала, Бадал-богатырь, Буйвол и нектарница, Болтливая жена, Барбовер Зелeная Борода, Барбаик Лохо и домовой, Бедный кузнец, Бедняк и богач, Бродяга и королева Амалька, Белая медведица, Барсук и улитка, Барсук и волшебный веер, Большой праздник белой лисы, Балабурда, Богач и Еремка, Бедняк и куса, Братья Уинжарнин, Банго а Мусунго, Безрукая, Бойкая невестка, Былинка, блоха и ком земли, Больной олень, Болотный кулик и охотник, Бережливость ли это?, Бык, осeл и петух, Богач и лентяй, Богатырь Нгэтхаун Лаун, Барсук и лиса, Бедный носильщик и жадный купец, Бекри-муйо, Белая лошадь, Больше умом, чем силою, Бей, не жалей, моя палочка!, Белый мышонок, Бедно, но не плохо, Божественные люди, Болезнь или мудрость, Бобренок и Паук, Брахман и оборотень, Брахман и брахмадайтья, Бедный брахман, Бхелуа, Буйвол, Бесхвостый шакал, Братья из Бакки, Бескрылый гусенок, Батыр Боран, Братья мыши, Баклан, Лиса и Суслик, Бедняк и ханская дочь, Белый тур, или отчего вершина Эльбруса раздвоена, Белый ягнeнок, Босхасан, Белка, рукавица и иголка, Брат и сестра, Бессмертный великий Шунь, Бог и сиротка, Бланкафлор, Бацулай и Кацулай, Башмачок Изагуры, Барин-лихоимец, Благодарные животные, Бедняк и лисица, Богатырь Кедровое зернышко, Базилик зелeный и царская дочь, Базилик Фэт-Фрумос и Иляна Косынзяна, сестра Солнца, Бадай придумал, чем жить, Бедный и богатый старик, Березовый сынок, Близнецы, Белый медведь и бурый медведь, Брат и сестра, Бурундук, кедровка и медведь, Бучугды и лиса, Бедняк и богач, Бедняк и богатый хан, Баран и заяц, Барс ищет супротивника, Барс, медведь и волк, Бедный мальчик-батрак, Бедняк и богатей, Бедняк и его жена, Бедняк и семь уаигов, Бедняк, волк и лиса, Бездомная собака, Богатырь Шперлэ, Бабкин козел, Богатырь Прысля и золотые яблоки, Богатырь, Была у зверей грамота, Богатый, да скупой - бедный, да щедрый, Братья, Братья, Бесстрашная Нжери, Блошка, Богатырь и птица Симург, Болтливая птичка, Белый заяц, Березовая девушка, Боралдай, Бехнане, Благодарная лиса, Батыры из племени чудь, Белка и черепаха, Богатый и бедный, Богатырь с кедровой речки, Большая беда, Брат и сестра, Бедняк Монокто, Белка и охотники, Белка, кукушка и лягушка, Бай и охотник, Батрак Торсых, Богатырь Гувалик и красавица Велевума, Барин и черт, Батыр и Чиге-хурсухал, Бедный Илюш, Богач и бедняк, Большой заяц, Большой Эше, Бык города Бюля, Битва птиц, Богатырь Мани и Хоглен, Баночка, Баш-Челик, Бедняк и Счастье, Бабушка Чачакан-Чачакан, Богач Боилыт и бедняк Берт-Эрь, Бычы-Бычехан и Лягляр-Бергесе, Баллада о конфете, Барабашка, или обещано большое вознаграждение, Божья коровка, Бишка, Бодливая корова, Белка, Бежала мышка..., Бессмертник, Безрыбья уха, Бенгальские огни, Бой на Калиновом мосту, Беляночка и Розочка, Белые амадины, Белоснежка и Алоцветик, Братья Маугли, Берегите игрушки, Батрак, Болтунья, Бабочка, Белая шубка, Белочка-хлопотунья, Бобки, Бедняк и мудрая принцесса, Бедный юноша и мудрая королевна, Белокурая принцесса, Брайт, прелестный олень и кот, Белый олень, Болтуны, Быстрей, быстрей!, былина Святогор-богатырь, былина Илья Муромец и Соловей-разбойник, былина Илья Муромец и Калин-царь, былина Добрыня и Алёша, Братцы-вагончики и скорый поезд, Были страшилки, а стали смешинки!, Бибишка - славный дружок, Бей хвостом. Загадка солнечного дельфина, Бедный Гнедко, Березка и звезда, Бурливый Ручей и Шумливый Ручей, Божественные сказы земель славянских, Болтливая сорока, Большие и маленькие, Большой казан, Бедная женщина, Бумажная сказка, Блины - маленькие солнышки, Бронзовка-изумрудный жук, Богатство, Букверад и Схватка-Загадка, Баллада о Кольце Соломона, Бродящий цирк, Брат Буратино, Бермудский треугольник, Безголовый махараджа, Бурый мишка, чёрный нос, Боевой клич кота Микэ, Бог горы и рыба Окодзэ, Бедный сапожник, Благодарность лягушки, Бог грозы Сомбуцу, Бемби, Бац!, Блэки и Реджи, Больной лев, Бамбук о ста коленцах, Благодарный фазан, Белолбый конь, Бабушка и внук, Безымянный цветок, Белая Княжна, Буй-волк, Без кота и жизнь не та, Белая лань, Бизюка